Франц фон Штук – крупнейший мастер немецкого модерна

Франц Штук (нем. Franz von Stuck, 1863 – 1928) – крупнейший мастер немецкого модерна. «Князь живописи» так называли его современники. Трудно было найти на рубеже Х1Х и ХХ веков художника, который пользовался бы такой популярностью. В 1892 г. Франц фон Штук становится лидером и одним из основателей мюнхенского Сецессиона, ставшего цитаделью не только немецкого, но и европейского модерна, художником, который выступил против косности, как в искусстве, так и в жизни. Стремление Штука сделать всю свою жизнь искусством хорошо описал А.Бенуа в 1896 г., вспоминая первую встречу с художником в 1896г.: «Блиставший аполлоническим блеском, точно озаренный ореолом славы, красавец, пожиратель женских сердец, Штук вышел по-театральному одетый в бархат, держа в левой руке палитру, с которой текли необычайно яркие колеры на роскошной мозаичный пол его новехонькой виллы».Франц Фон Штук "Саломея"

Франц фон Штук по происхождению совсем не дворянин, напротив, он из низкого сословия, сын мельника, которому в жизни приходилось ох, как нелегко! Это он позже, будучи знаменитым художником, получит дворянский титул, женится на аристократке, построит сам себе виллу в Мюнхене, получит профессорскую должность в Академии художеств. А тогда, в 80-х г.г., он полного курса в Академии художеств так и не прошел, достиг высот своего искусства самоучкой.

Его произведения зачастую имели скандальную известность, что, впрочем, было характерно для модернистов и символистов. Скандальность заключалась в языческом преклонении перед женским телесным воплощением и эротическим подтекстом. Вот, например, «Саломея» (1905), написанная на известный библейский сюжет. У Штука дочь Иродиады – роковая женщина, воплощающая в себе идею губительной страсти. Танцующая Саломея показана на фоне темно-синего ночного неба с мириадами мерцающих золотых звезд. Есть в этом что-то космическое. А вот другие картины, написанные раньше: «Грех» (1893) и «Сфинкс» (1895), пронизанные «пряной чувствительностью». Картины и притягивают, и отталкивают одновременно. В обеих картинах преобладают темные краски, они как будто передают состояние души, когда, говоря словами Ф.Гойи, « сон разума порождает чудовищ», когда человеком овладевают низменные чувства, не поддающиеся разуму и потому несущие смерть.
Картина «Грех». В ней злую притягательную силу олицетворяет собой огромная змея, обвившаяся вокруг обнаженного торса женщины и положившая свою страшную голову ей на плечо. Шкура змеи высвечивается на общем темном фоне фосфоресцирующей чешуёй, пронзительные глаза устремлены на зрителя и как будто его гипнотизируют. Настоящий змей-искуситель и порок в женском воплощении.
Картины «Война» (1889) и «Люцифер» (1890) отмечены влиянием Ф.Ницше, его идеей о сверхчеловеке. Оказало ницшеанство влияние и на интерпретацию античных сюжетов. Художник стремится подчеркнуть в них «дионисийское» (разнузданное, выражающее себя в свободной игре жизненных сил), а не «аполлоническое» (размеренное) начало. Отсюда и увлечённость Штука безудержными ритмами быстрых танцев: «Танцовщицы» (1896), «Весенний хоровод» (1909). Последняя картина относится к более позднему периоду и знаменует влияние на художника импрессионистов. Краски приобрели более яркие оттенки и воздушность, стоит только посмотреть на «Ветер и волны» (1928).
В более поздние годы Штука привлекает тема весны. Для него это время безудержного проявления жизни и чувств, что очень заметно в картине «Весенний хоровод». Но он не ограничивается только весенними образами, живопись его становится многозначной – явное влияние символистов. Вот, например, картина «Весна» (1909). По утверждению немецкого искусствоведа Габлера, «символическая фигура девушки на фоне светлого неба не является выражением только радостного пробуждения природы. Её остановившийся взгляд придает её лицу двойственное выражение. Несгибаемо-прочный ствол яблони слева и плавно изгибающаяся берёза справа также подчеркивают двойственную натуру изображённой».

Для художников модерна было свойственно работать в разных областях искусства. Франц фон Штук не был исключением. Он пробовал себя и в скульптуре, и декоративно-прикладном искусстве, но самым значительным его увлечением была архитектура. Штук всегда мечтал преобразовать жизнь
Вилла Франц Фон Штуксредствами искусства. И выражением этой мечты стало строительство виллы в Мюнхене (1898). В противоположность своей живописи на античную тематику мастер воплотил в своём архитектурном сооружении аполлоническое начало. Один из биографов Штука писал: «Этот дом есть единое целое от порога до крыши. Здесь нет ничего лишнего, а есть красивая и чистая гармония». Эта вилла была явлением в архитектурной жизни на рубеже столетий и предопределила собой рождение в недрах модерна неоклассицистического направления.

Говоря о вкладе Штука в художественную культуру, достаточно сказать, что он был учителем некоторых художников-модернистов, к примеру, В.Кандинского и Пауля Клее, его влияние испытали на себе М.Добужинский и Чюрлёнис, Эдвард Мунк и немецкие экспрессионалисты.

(Перепечатка материалов только при обязательном указании источника информации и активной ссылки на сайт www.kramskoyf.ru)

Related Images:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *